Недоверчивые граждане считают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как «отрывает» человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным. Так что польза чтения отнюдь не очевидна. Давайте попробуем разобраться, действительно ли это так.
Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) двенадцати студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц Роберта Харриса «Помпеи».
Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доле коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причём возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги.
Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор Оксфордского университета Джон Стейн утверждает: «Мы настолько “вживаемся” в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном». Иными словами, утверждение,что «читатель проживает тысячи жизней», очень недалеко от истины.
Коллектив учёных (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.
Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.
Американский исследователь Роберт Уилсон с командой учёных в течение шести лет наблюдали за группой почти из трёхсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряли память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.
Напечатано в сокращении.
Статья полностью: https://animedia-company.cz/use-of-reading-blog/