Христос воскрес! – Воистину воскрес! Дорогой читатель! С большой радостью спешим поздравить тебя с великим праздником Христова Воскресения! Пасхальная весть с самого начала и до наших времён, где бы она ни звучала, наполнена великой властью – вселять надежду, ободрять, открывать в жизни новые смыслы, превращать немощь в силу, слёзы – в смех, горе – в радость.
С какими ощущениями подходим мы к великому празднику? Как минимум, со смешанными – надобно признать без утайки. Это был тяжёлый год – между предыдущей Пасхой и нынешней. На город, на страну, на мир обрушились тяжелейшие испытания. Более того, мир изменился. На первый взгляд – настолько неотвратимо, что кажется уже совершенно другим, полностью непохожим на то, что было прежде. Карантин, самоизоляция, маски, закрытые границы… Коварный вирус затронул практически всех. И это было время переживаний, а для кого-то и серьёзных утрат. Всё это наполняет сердце унынием – даже если и заболел не ты сам, а друг, родственник, коллега, знакомый…
Такие резкие изменения вызвали в душах сильные чувства. Откровенно говоря, эти чувства можно охарактеризовать одним-двумя словами – озноб. Озноб и оторопь. Мы многое пережили в недавнем прошлом, но и будущее, на первый взгляд, не обещает никакой стабильности. И как хочется, чтобы среди неуютности перемен каждый из нас мог найти не просто повод, а источник радости! В Библии написано: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам 5, 7-8).
Иисус Христос, Божий Сын, пришёл на Землю, чтобы отдать Свою жизнь за нас. С той поры минуло почти два тысячелетия, но Его жертва не утратила своего значения, своей преображающей силы. И каждый, кто смог поверить и стать Его сторонником – не понаслышке не раз и не два ощущал её действие. Жизнь, преображённая Христом и светом Его учения, приобретает совершенно иную окраску: порок в ней заменяется чистотой, лукавство – истиной, бессмысленность – наполненностью. Да, бесспорно, христиане сталкиваются с горем и неурядицами, но они знают, что непорочный Божий Сын прошёл таким же земным путем, испытал много трудностей, был предан, умер распятым на Голгофском кресте, а потом воскрес. Воистину воскрес! И Своим воскресением подарил жизни новое значение. И земной, и той, что ждёт нас после. «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним» (1 Фессалоникийцам 4, 14). – говорит нам Библия. И потому любые, пусть даже самые крутые повороты судьбы, не могут погасить в сердцах христиан Пасхальной надежды и радости.
Приближающаяся Пасха – вот якорь, позволяющий остаться в надёжной заводи трезвомыслия. Ведь в чём заключается ценность Христова Воскресения? Этот праздник учит нас доверию к Вседержителю. Учит тому, что Он всегда прав – и посланные Им испытания надо встречать с готовностью – как нечто, имеющее в себе глубинный смысл, которого, быть может, мы ещё не понимаем. Пока. Но непременно поймём когда-нибудь позже. Один мудрец сказал: «Господь прост как дитя в отношении к человеку, и человек должен стать простым, бесхитростным как дитя по отношению к Богу. И вот на этом пределе обоюдного умаления появляется поле свободы, в котором возможно общение человека с Богом, в котором может действовать Бог. Именно в этой таинственной пустоте Он переделывает нас».
Так сложилось, что большинство людей нашей страны называют себя «христианами». Но что стоит за этим словом сейчас? Всегда ли это люди, достигшие высокой степени личной непорочности и нравственности? Этим ли определяется христианство? Есть единственное качество, безошибочно отличающее христиан от всех прочих – это вера в Спасителя. Причём у настоящего христианина вера не просто сохраняется в глубине души, не проявляя себя никакими действиями. Недаром апостол Павел сказал, что вера, не подкреплённая делами, мертва. Поэтому христианин всегда стремится доказать свою веру реальными делами. Добрыми делами. И об этом тоже напоминает нам Пасха – как и об извечном чуде возрождения. Возрождение души человеческой – приход её к Богу. Мы приходим ко Христу посредством покаяния, добровольного признания собственной греховности, молитвы, исповедания души пред её Создателем и Спасителем. И с той самой поры сила воскресения Христа начинает действовать в жизни человека, преображая её иногда до неузнаваемости.
«Вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииля 36, 25-27).
Человек, уверовав, принимает крещение и присоединяется к Церкви. Главой Церкви является Христос. Причастие – неотъемлемая составляющая жизни христианина. Все христиане, независимо от своих привычек, национальности и социального положения, вкушают один хлеб, пьют вино из одной чаши, становясь единым целым, вспоминая смерть и страдания Спасителя. И потому празднование Его воскресения – победы жизни над смертью – имеет особый смысл и значение.
Человек не терпит пустоты. Она пугает. Пугает больше смерти самой по себе, которая, разрушая жизнь, таинственным образом придаёт ей смысл, избавляя от дурной бесконечности. Пустота же оказывается хуже дантовского ада. Бесконечное гробовое молчание и одиночество… Вечная тюрьма в самом себе, без возможности от себя избавиться, внушающее что-то наподобие ледяного холода. Вся жизнь человеческая должна быть направлена на преодоление этого – через поворот к общению, к открытости и любви… Пасха говорит нам, что такой поворот возможен, – более того, это единственная возможная траектория.
И ещё одному учит нас Пасха. Полностью, до конца, доверять можно лишь Богу, не человеку. На вере в Бога следует твёрдо укоренять жизнь свою, а не полагаться на зыбучие пески людских умствований. В истории всегда были люди, которые призывали всех к переменам. Но каковы были последствия? В итоге, мы видим лишь смену декораций в ветхом театре человеческой жизни, но не видим смены её глубинной сути. Хочешь настоящих перемен к лучшему – начни с себя с самого, а не с окружающего тебя мира! Христос способен менять людскую внутренность, наполнять миром, счастьем, покоем. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17, 21).
Человеку необходимо, хоть изредка, но переживать периоды сомнений – в себе, в мире, в правильности избранного пути. В такие моменты, когда человек остро чувствует зыбкость и хрупкость бытия в окружающем его мире, у него могут возникать ощущения своей покинутости и безысходного одиночества. И в ответ на них он, порою инстинктивно, начинает вести особый диалог с Богом и своими сомнениями. Самое главное – не испугаться этого общения, даже если диалог проходит в совершенно необычной форме. Важно помнить, что чем раньше мы со всеми своими страхами к Нему обратимся – тем раньше сможем найти ответы на животрепещущие вопросы. А потому и по сей день актуальным остаётся призыв Христа: «Придите ко Мне все, труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11, 28-30).
Верно и обратное. Когда человек сам отрывает себя от Христа и усердствует в этом, забыв о покаянии и обращении, то Господь не будет насильно удерживать его. И тогда жизнь неизбежно наполняется трудными и бесполезными переживаниями. Вся наша трудность и боль оттого, что мы не желаем принять Божьего и всё домогаемся «своего». Однако, начиная жить по Слову Божьему, мы делаем нашу жизнь посильной и радостной. Пасха – прекрасный повод об этом вспомнить и это прочувствовать.
Христиан нередко обвиняют в консерватизме и в том, что, дескать, с трудом подстраиваются под современные реалии. Но тут хочется ответить афоризмом: сапёр ходит медленно, но это не значит, что его надо обгонять. В мире очень много разных «правд», огромное количество совершенно противоположных точек зрения. А истина лишь одна – и она во Христе. Поэтому стоит употреблять свои силы не для того, чтобы угнаться за суетой дня сегодняшнего, а на то, чтобы приблизиться ко Христу, ощутив Его своим главным наставником. Всё же суетное, наносное быстро отпадёт, словно шелуха, превратится в прах. Зачем же гнаться за прахом?
Вера в распятого и воскресшего Христа – это выбор. Прекрасный выбор! Выбор любви, потому что сначала полюбил Бог. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3, 16). Любовь к Богу неизменно приводит к любви к ближнему, учит ей. Давайте учиться любить. Бережно, на расстоянии, что называется, двух свобод – Божьей и человеческой. Необходимо уважать свободу каждого. Жёсткими наставлениями, без уважения к личности, можно только обидеть и оттолкнуть человека. Душа человеческая – это величайшая драгоценность, и за неё необходимо бороться. Но начинать, конечно, нужно с себя. И Пасха – прекрасный день для того, чтобы начать над собою необходимую работу.
А. В. Величко