Как вы собираетесь праздновать Пасху? Несколько лет назад такой вопрос задал россиянам центр социальных исследований «Левада». Ответы распределились следующим образом: 76 % будут красить яйца, 33 % — печь куличи (41 % купят куличи), 62 % опрошенных планировали пойти в гости или принимать гостей, 27 % поедут в этот день на кладбище, 7 % сделают подарки близким.
На первый взгляд, создаётся впечатление, что большинство опрошенных планируют тем или иным образом отметить этот великий праздник, но если посмотреть на ещё одну цифру, то картина станет менее радужной: меньше 9 % посетят в этот день богослужение.
Почему такое положение вещей вызывает огорчение? Это похоже на ситуацию, когда друзья решили отметить день рождения своего товарища, но сделали это странным образом: они не пришли к нему на праздник, не купили подарок и даже не отправили хорошее пожелание по телефону, а собрались и без него поехали на дачу жарить шашлыки. Какой вывод можно было бы сделать из такого поведения? Скорее всего, этим друзьям сам именинник не близок, не дорог. Они восприняли его праздник как повод сделать праздник для себя. Что-то подобное происходит в отношении Бога. Как показывает статистика, значимость христианских праздников падает. Всё меньше людей знают историю того или иного праздника, ценят его и понимают важность событий, которые произошли в глубокой древности.
В каждом народе с радостью отмечают дни побед в решающих битвах, некоторые подобные праздники считаются мировыми. Например, День Победы во Второй мировой войне вспоминают в большинстве стран, так как эта жуткая война коснулась многих. Трудно представить, какой была бы наша жизнь, если бы фашистская идеология одержала верх.
Мы уже сказали, что значимость победы в той или иной войне зависит от того, какое количество людей затронуло это горе. Но люди воюют не только с людьми. Например, человечество ведёт войну с болезнями.
В 1928 году бактериолог Александр Флеминг высеял в чашки Петри стафилококки. После этого он уехал на длительное время, а когда вернулся, то обнаружил любопытную картину: несколько приготовленных для опыта образцов оказались испорченными: каким-то образом в них попала самая обычная плесень. Когда Флеминг пригляделся, то с удивлением обнаружил, что стафилококков в чашках нет. Выяснилось, что их уничтожила плесень!
Обнаружив такой феномен, Флеминг решил выделить из плесени действующее вещество. В сентябре 1929 года в Лондоне он сделал доклад о новом веществе, которое назвал пенициллин. В 1945 году Флеминг и его товарищи получили Нобелевскую премию за открытие антибиотиков. Учёные могли заработать миллиарды долларов, но решили отказаться от патента, позволив людям использовать рецепт лекарства бесплатно! Любой, кто хоть раз серьёзно болел, должен быть благодарен этим людям за спасение своей жизни.
Праздник Пасхи — это тоже праздник Победы, но Победы в значительно большей войне, чем все войны, которые велись когда-либо и где-либо. Если во время Второй мировой войны некоторым странам удалось сохранить нейтралитет и их жители не испытали ужаса военный действий, то та война, в которой победил Христос, затрагивает абсолютно каждого человека, жившего раньше, живущего сейчас или того, кому ещё только предстоит родиться.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, обратимся к самым древним истокам праздника Пасхи. Духовные истины становятся более ясными, если рассматривать их на примерах. Впечатляющим примером, который хорошо иллюстрирует смысл пасхальных событий, является история освобождения израильского народа из египетского рабства.
Эта история подробно описана в ветхозаветной книге Исход. Суть её в следующем. У патриарха Иакова родилось двенадцать сыновей. Одного их них звали Иосиф. Иаков любил его больше всех. Однажды случилась трагедия. Сыновьям Иосифа, которые недолюбливали своего меньшего брата, пришла мысль избавиться от него, и они, воспользовавшись удобным случаем, продали его в рабство в Египет. Иосиф был добрым и богобоязненным человеком. Ему пришлось перенести много страданий. Могло показаться, что Бог оставил Иосифа. Но это было не так. Спустя некоторое время он был представлен фараону. Правитель был настолько впечатлён мудростью юноши, что доверил ему управление страной. Фараон не пожалел о своём решении. Иосиф, руководимый Богом, провёл Египет через сложные годы голода. В этот период к нему переселились его отец, братья, их семьи и все остальные родственники. Вначале евреям было очень хорошо на новом месте. Народ быстро умножался и богател. Но после смерти Иосифа новое правительство Египта обратило потомков Иакова в рабство. Евреи выполняли самую тяжёлую работу по изготовлению кирпичей для многочисленных египетских построек. Более того, фараон лишил их самых элементарных благ и даже повелел убивать рождённых еврейскими женщинами мальчиков, чтобы остановить рост этого народа.
На этом месте сделаем первую остановку. Что символизирует данная история? Ветхозаветный Египет являет собой образ мира, который управляется безжалостным тираном, сатаной. Этот тиран противится всему доброму, и у него только одна цель — поработить как можно больше людей, лишить их полноты жизни, радости свободы и счастья. Нужно признать, что эта задача ему вполне удалась. В мире нет ни одного человека, который бы не находился в рабстве. Возможно, эта мысль покажется кому-то слишком смелой. Когда Иисус Христос сказал об этом Своим современникам, то они весьма возмутились. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: “сделаетесь свободными”? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанна 8, 31-34).
Действительно, раб может не отдавать себе отчёта в своём истинном положении. Адекватно оценить своё состояние можно, только сравнив его с чем-то другим. По меткому выражению автора одной песни, «когда закрыты глаза, что небо, что земля — один цвет». Но стоит только открыть глаза, и разница между чёрной землёй и голубым небом становится очевидной. Сатане удалось не только поработить человека, но и внушить ему, что это рабство и есть свобода.
В Новом Завете апостол Павел образно представляет дьявола как ловца, раскинувшего свои сети, из которых невозможно освободиться самостоятельно, потому что он «уловил их в свою волю» (2 Тимофею 2, 25-26).
Рассказывают про одного узника, которому жестокий правитель придумал особую пытку. Он заточил несчастного в здании, расположенном рядом с его родным домом. Заключённый мог видеть обычную жизнь людей, спешащих по ежедневным делам, своих детей, идущих в школу, и очертания жены в окне. Родные не знали, что он рядом, но он видел их постоянно. Его душа стремилась к свободе, но мощные надёжные решётки препятствовали ему выйти на свободу. Подобно этому узнику, душа каждого человека стремится к доброму, ищет счастья, любви, понимания, мира, но что-то постоянно мешает достижению этих целей: они так и остаются в далёком будущем.
Не секрет, что, несмотря на рост благосостояния, даже в самых развитых странах уровень счастья постоянно падает, а количество депрессивных расстройств неуклонно растёт. Например, в такой экономически благополучной стране как США около 6 млн человек страдают от депрессии, а на их лечение затрачивается более 16 млрд долларов. К 2020 году депрессивные расстройства заняли второе место в списке болезней, из-за которых человек теряет возможность жить и работать полноценно, уступая только ишемической болезни сердца.
На решение проблемы расходуются значительные средства и ресурсы, но ситуация год от года становится хуже. В чём же дело? Библия отвечает на этот вопрос следующим образом: человек не может быть счастлив, пока не будет освобождён от греховной зависимости. Все остальные меры приносят лишь краткосрочное облегчение.
Возникает важный вопрос: как к такому положению относится Бог? Чтобы ответить, вернёмся к истории израильтян в Египте. По мнению некоторых философов, Богу некогда вникать в проблемы простых людей, так как Он занят более важными делами. Это глубокое заблуждение. Бог очень любит людей и желает их освобождения. Для того чтобы вывести Свой народ из египетского рабства, Бог избрал и подготовил Моисея, чтобы он вместе со своим братом Аароном обратился к фараону и убедил его отпустить израильтян. Моисей так и поступил. Он отправился к фараону и возвестил волю Бога. Разумеется, фараон только посмеялся над Моисеем. Тогда Бог через Моисея начал поражать египтян, их имущество и их землю различными казнями. Этот период вошёл в историю под названием «десять египетских казней». Подробно о них вы можете прочитать в Библии в книге Исход.
Несмотря на серьёзный ущерб, который был нанесён Египту, фараон упорно не соглашался освободить израильтян. Это приводит нас к следующему выводу: сатана никогда добровольно не отдаст тех, кого он поработил. Даже ближайшие соратники фараона в конце концов восклицают, обращаясь к нему: «Разве ты не видишь, что Египет гибнет?» Фараон в своей злобе готов погубить свой народ, своих близких, всю страну, лишь бы не подчиниться воле Бога.
Тогда Бог посылает на землю Свой окончательный суд — Ангела-губителя, который должен поразить первенцев в стране. Но от этого суда есть спасение. Те, которые желают сохранить свою жизнь и жизнь своих детей, должны тщательно исполнить следующее: они должны взять ягнёнка, заколоть его, мясо приготовить для ужина, а кровью ягнёнка помазать косяки дверей дома. Эта кровь будет знаком для Ангела. Ангел пощадит тот дом, двери которого освящены кровью невинной жертвы. С тех пор в древнем Израиле каждый год с благоговением вспоминают этот день. Это и есть праздник Ветхозаветной Пасхи или, как его называют евреи, Песах. Важная деталь: спасение стало возможным только благодаря крови агнца — ни национальная принадлежность, ни финансовое положение, ни какие-либо иные преимущества не имели никакого значения.
Конечно, заколотый ягнёнок не мог спасти людей ни от фараона, ни от гнева Божьего, ни от сетей дьявола. Это было лишь указанием на истинного Агнца, Который должен прийти и ценою истинной жертвы принести истинное освобождение. Этим Агнцем является Иисус Христос.
Апостол Пётр пишет в своём послании, что Иисус Христос умер для того, чтобы человек был избавлен от плена греха. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Петра 2, 22-25).
Когда люди первый раз слышат историю про ягнёнка, то обычно испытывают жалость к этому животному. Но кроме жалости, возникает стойкое ощущение несправедливости происходящего. Почему невинный должен пострадать ради спасения виновных? Если в случае с ягнёнком его согласия никто не спрашивал, то истинный Агнец Иисус Христос совершил этот подвиг добровольно. История знает немало примеров жертвенной любви, когда родители отдавали детям последний кусок хлеба, любящие жёны выхаживали любимых мужей во время болезни, а преданные граждане не щадили жизни ради свободы Отечества. Именно любовью к грешным и порабощённым людям была движима Святая Троица. В одном из центральных стихов Евангелия есть такие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Иоанна 3, 16).
Подобно древнему Египту, наш мир неумолимо падает в пропасть, а вместе с ним и порабощённое сатаной человечество. Но от этой погибели есть спасение. Его можно получить только одним способом — принять жертву Иисуса Христа, Который пролил Свою Кровь на кресте.
На свете есть много тех, кто о войне только читал или слышал. Говорят, есть те, кто за всю свою жизнь ни разу не болел. Такие люди не могут вполне оценить подвиг воинов или ценность открытия антибиотиков. Но на свете нет ни одного человека, который бы не нуждался в прощении грехов. Поэтому жертву Христа и Его воскресение должен оценить каждый.
Д. В. Самарин